11 января скоропостижно скончался Георгий Гаранян -- один из самых известных советских и российских джазменов. Ему было 75 лет.
Для многих, очень многих наших соотечественников джаз начался с пластинок ансамбля «Мелодия». Но «Мелодия» появилась только в 1973 году. А до этого была знаменитая «Золотая восьмерка» (первый российский ансамбль импровизаторов), влившаяся в молодежный оркестр ЦДРИ под руководством Юрия Саульского (середина 1950-х годов). Была работа в оркестре Олега Лундстрема -- от шестого саксофониста (первого советского музыканта среди эмигрантов из Шанхая) до концертмейстера группы саксофонов (с конца 1950-х до середины 1960-х). Были выступления с квартетом и секстетом, работа в концертном эстрадном оркестре Всесоюзного радио Вадима Людвиковского, где Гаранян сначала был лидером группы саксофонов (с середины 1960-х), а затем еще и стал дирижером (1970). А параллельно с появлением «Мелодии» Гаранян дирижировал оркестром кинематографии.
Для многих, очень многих наших соотечественников джаз начался с пластинок ансамбля «Мелодия». Но «Мелодия» появилась только в 1973 году. А до этого была знаменитая «Золотая восьмерка» (первый российский ансамбль импровизаторов), влившаяся в молодежный оркестр ЦДРИ под руководством Юрия Саульского (середина 1950-х годов). Была работа в оркестре Олега Лундстрема -- от шестого саксофониста (первого советского музыканта среди эмигрантов из Шанхая) до концертмейстера группы саксофонов (с конца 1950-х до середины 1960-х). Были выступления с квартетом и секстетом, работа в концертном эстрадном оркестре Всесоюзного радио Вадима Людвиковского, где Гаранян сначала был лидером группы саксофонов (с середины 1960-х), а затем еще и стал дирижером (1970). А параллельно с появлением «Мелодии» Гаранян дирижировал оркестром кинематографии.
«Мелодия» была прежде всего частью советской эстрады. Но эстрады передовой. С «Мелодией» пели не только Кобзон и Лещенко, но и Высоцкий. Помимо отменных «Ваших любимых песен» Фельцмана и Френкеля, Блантера и Богословского, Мурадели и Туликова в дискографию «Мелодии» входят сборники из серии «Дискоклуб» с аранжировками песен Элтона Джона и Стиви Уандера, местами фактически концептуальный рок-альбом «По волне моей памяти» Давида Тухманова (здесь ансамбль представляла медная группа) и уникальные «Али-Баба и сорок разбойников». Кто, как не Гаранян с «Мелодией», мог еще принять участие в записи пластинки «Рэй Коннифф в Москве», для которой американский коллега Георгия Арамовича сделал аранжировки «Песенки Крокодила Гены» и «Московских окон»?
Впрочем, хватало и джаза. Сам Гаранян с квартетом и секстетом успешно выступал на джазовых фестивалях, в том числе за рубежом. А «Мелодия» записывала стандарты (в том числе целая пластинка была посвящена произведениям Дюка Эллингтона), пьесы Александра Цфасмана, соул-джазовые композиции участников ансамбля (пластинка «Лабиринт» 1974 года). Но и в совсем не джазовых произведениях, входивших в репертуар «Мелодии», джаз сквозил постоянно. В конце концов через «Мелодию» прошли выдающиеся советские джазовые музыканты: пианист Вагиф Садыхов, саксофонисты Алексей Зубов и «русский Колтрейн» Александр Пищиков, тромбонист Константин Бахолдин. На переизданном к 35-летию коллектива в 2008 году аудиосборнике «Проверено временем», состоящем преимущественно из киношлягеров, можно услышать изобретательные соло саксофона и гитары в «Темной ночи», свинг в «Старом клене» Пахмутовой. А какой лихой джаз наяривает «Мелодия» в песне моряка из «Голубого щенка»! Наконец, именно «Мелодию» в 1974 году Геннадий Рождественский пригласил принять участие в премьере Первой симфонии Шнитке в Горьком: ансамблю предстояло взять на себя несколько минут полной импровизации во второй части революционного сочинения.
В позднесоветские годы Гаранян сочинял музыку для кино (самая известная работа -- «Покровские ворота») и театральных постановок, а также написал ставшую классической книгу об аранжировке для эстрадных ансамблей. Вернувшись к регулярной концертной деятельности в 1986 году (и успев побыть главным дирижером -- и композитором! -- цирка на Цветном бульваре), с начала 1990-х он развернулся именно как концертирующий джазовый музыкант и дирижер. В 1991 году он собрал блестящий Московский биг-бенд, а в 1998-м -- возглавил Краснодарский. Его саксофон все чаще звучал в камерных составах. В 2003 году Гаранян вернулся в оркестр Лундстрема главным дирижером. Правда, в 2006-м покинул его не без скандала, но скандал этот разрешился к всеобщему удовольствию -- оркестр под руководством Бориса Фрумкина (кстати, в свое время сменившего Гараняна на посту руководителя «Мелодии») занялся освоением новых программ, а Георгий Арамович возродил «Мелодию» и продолжил развлекать людей, что он всегда умел делать лучше всех. На концертах и в самые последние годы он оставался удивительно бодрым и веселым, разнообразил свое дирижирование, то выполняя воинское приветствие, то посылая пинки воображаемым врагам, и обращался к благодарной публике со словами: «Вы такие хорошие!»
Джазовые пуристы могут упрекать Гараняна в постоянном тяготении к излишне легким жанрам, которое проявлялось, например, в его опытах по соединению джаза с академической музыкой -- в выступлениях с «Виртуозами Москвы» или с Денисом Мацуевым. (Впрочем, одним из безусловных достижений Гараняна на этом поприще стало его участие в качестве дирижера в концерте группы Oregon с БСО имени Чайковского.) Но что несомненно, так это его умение приносить джаз в массы, и его энергия в этом деле не ослабевала с годами, а может быть, даже и росла. Георгий Арамович вел передачи на радио и телевидении, а в минувшем году открыл программу для молодежи «Играем джаз с Гараняном». Этот неувядающий жизнелюбивый музыкант продолжал работать буквально до последнего часа: смерть настигла его в Краснодаре, куда он приехал провести два концерта с Мишелем Леграном.
_____________
Видео дня:
_____________
Видео дня:
Комментариев нет:
Отправить комментарий