Найджел Оллсон всегда хотел быть шоуменом, но
на сцене он далеко не всегда бросается в глаза. Иногда его вообще можно и не
заметить.
Вообще это очень сложно - не обратить внимания
на ударника в рок-группе, но есть исключение – когда в центре сцены Элтон Джон
со своим инструментом, а шоу называется “The Million Dollar Piano”.
Но Олссон, этакий «тихоня», как он сам себя
описывает, который взялся за барабаны в начале своей карьеры в основном потому,
что до его места на сцене не долетали бутылки, которыми швырялись в музыкантов
слушатели в английских пивнушках, и сам имеет свой собственный стиль. Он
вращает туловищем справа налево и лупит по тарелкам, которые имеют размер с
крышку канализационного люка и установлены на самой верхотуре огромной ударной
установки, оформленной в стиле истребителя Spitfire Королевских ВВС времен Второй мировой войны.
Олссон эффектно обрушивается на эти тарелки,
при этом он похож то ли на дирижера, то ли на дровосека. Похожие движения
делает любой барабанщик, но никто не делает это так стильно, как этот человек,
играющий на ударных с Элтоном Джоном с 1970 года.
На самом деле 63-летний Олссон специально не тренирует
это движение, и он также не метает
молнии из-за своей ударной установки.
«Знаете, я не играю на пределе возможностей.
Все думают, что я играю изо всех сил, из-за настройки моих барабанов, которые
настроены на низкие частоты,» - говорит Олссон, чей серебристый костюм соответствует
цвету его волос и его ударной установки. «Но я горжусь теми ощущениями, которые
вкладываю в звучание. Я практически никогда не ломаю палочки. Бывает, что они
изнашиваются, но ломаются очень редко.»
«Я играю так, чтобы передать любому слушателю
мои ощущения, которые приходят от этих потрясающих песен. Наверное, лучше всего
меня можно характеризовать как «художественный» ударник. Я играю по звуку
рояля, и по словам.»
“Million Dollar Piano” Элтона Джона
продолжает идти в зале Колизей (Colosseum) в Caesars Palace. В
сентябре 2011 года Элтон Джон подписал трехлетний контракт на 90 выступлений,
но Олссон надеется, что этот договор может быть продлен еще на два года, в
таком случае он приобретет себе квартиру в Лас-Вегасе.
Группа Элтона Джона в основном состоит из
музыкантов, с которыми он выступает вместе много лет, но дольше всего – с
Олссоном.
Они встретились в 1969 году, самым первым
задокументалированным выступлением Олссона вместе с Элтоном Джоном была песня “Mr.Boyd” в составе
давно забытой группы Argosy. В группе играли вокалист Roger Hodgson (который позднее возглавил Supertramp) и Reginald Dwight – позднее ставший Элтоном Джоном – на клавишных.
На вопрос об этом самом первом проекте Олсон
смеется и говорит «Ну, наверно, это так. Надо бы проверить чеки по гонорарам.»
Олссон также был участником недолго просуществовавшей группы под названием Plastic Penny, которой
руководили в Dick James Music, владельце права на песни Элтона Джона и его многолетнего соавтора
Берни Топина.
«Я болтался по офису и познакомился со всеми
ребятами, ну там были и Берни с Элтоном, они писали песни для других
исполнителей,» - рассказывает Олссон. «Там я с ними и познакомился.»
Кочуя туда-сюда, как это делает большинство
рок-ударников, Олссон попал в более известную команду Spencer Davis Group. Когда
они развалились, Элтон Джон рекомендовал Олссона группе Uriah Heep, их
сотрудничество продолжалось, по воспоминаниям Олссона, «девять встреч и вроде
как одну запись.»
А у Элтона Джона, который только что записал
свой первый одноименный альбом (с Terry Cox на ударных), были
далеко идущие планы, его отправили в США на короткий, но изменивший всю его
карьеру, тур. Элтон предложил Олссону и бас-гитаристу Ди Мюррею присоединиться
к нему на пару недель для концертов в рок-клубах Трубадур (Troubadour) в
Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Это было лето 1970 года, и дебют трио был намечен
на конец августа.
Трое музыкантов собрались в офисе Дика
Джеймса, чтобы порепетировать. Для начала были выбраны песни “Your Song”,
“Bad Side of the Moon” и “Take Me to the Pilot”.
«Через восемь первых нот я понял, что это та
музыка, которую я хочу играть,» - вспоминает Олссон. «Она перенесла меня в
совершенно другой мир. Это было воодушевляюще, свежо. Я подумал, что такой
музыки не слышал с тех пор, как появились The Beatles.»
В целом, выступления в клубе были намечены как
«пан или пропал». При хороших отзывах Элтон со своей группой мог рассчитывать
на продвижение к международному успеху. А при плохих…
«Джеймс сказал, что знает обувной магазин
неподалеку (от Трубадура в Лос-Анджелесе) и может договориться, чтобы нас туда
пристроили на работу,» - смеется Олссон. «На самом деле. Вот так я пролетел
мимо работы в обувном магазине.»
Если не учитывать 10-летний пробел, который он
посвятил своему основному немузыкальному увлечению, автогонкам, с тех пор
Олссон был основным ударником в группе Элтона Джона. Ему посчастливилось
побывать в эпицентрах некоторых из величайших событий в истории рок-музыки,
хотя он и остался равнодушен к славе. С того самого первого вечера в Трубадуре
(который запечатлен в цветном ролике во время шоу Элтона Джона в Колизее),
когда в зале находились Neil Diamond, Quincy Jones, Gordon Lightfoot, Leon Russell и Mike Love из Beach Boys, Олссон
сосредоточен исключительно на музыке.
«У нас не было времени обращать внимания на
события, происходящие вокруг. Мы работали в режиме нон-стоп,» - говорит он. «Мы
собираемся и записываем альбом, затем собираемся
и едем в тур. Мы уже играли на концертах некоторые песни, которые только
готовили к записи, и у нас не было времени присесть и подумать типа «Вау! Мы
тут славно отрываемся!»
Когда его спрашивают о музыкальных
предпочтениях, Олссон в первую очередь упоминает The Beatles. Многие
характеристики стиля исполнения, или даже собственное расположение на сцене –
однозначно, как у Ринго – взяты у Великолепной Четверки.
«Я бы сказал, что я совсем не профессионал-ударник.
Я не могу «читать» музыку. Я предпочитаю надеть наушники и слушать The Beatles,» -
говорит Олссон. «Ринго – мой идол. Я разработал мой стиль по нему. Мне нравится
его работа в песнях типа ‘I Am the Walrus’, и от него я узнал, что надо вкладывать
себя в музыку, тогда и будет результат.»
Олссон предпочитает баллады, навскидку перечисляя
свои любимые “Someone Saved My Life Tonight”, “Goodbye Yellow Brick Road”, ‘Circle of Life” и “Empty Garden”, посвященную Джону Леннону и включенную в сетлист шоу в Колизее.
«Когда играешь баллады, то чувствуешь тепло от
зрительного зала,» - говорит он. «Мы играем одни и те же песни каждый вечер,
абсолютно то же самое шоу, но реакция, идущая от зрителей, каждый раз
особенная, это на самом деле так.»
Ответ Олссона на вопрос, какой еще ударник
оказал на него влияние, заставляет в недоумении задрать брови: Стиви Уандер.
«Можете верить или нет, но то, как он играет
на барабанах, это восхитительно,» - говорит с усмешкой Олссон. «Я работал с ним
над альбомом ‘Songs in the Key of Life’, так как записывал собственные песни в том же самом студийном
комплексе (Record Plant в Голливуде). Он услышал мои барабаны, которые
специально для меня изготовили в Slingerland (производители
барабанов) и спросил: «Можно попробовать сыграть на твоих барабанах?» И я звоню
производителю и спрашиваю, нельзя ли сделать точно такую же установку, как у
меня, для Стиви Уандера. Они переспрашивают: «Для Стиви Уандера? Что сделать?»,
но останавливают своё производство и через неделю барабаны привозят.»
Тут Олссон останавливается и говорит:
«Забавно, правда? С кем только не пересечешься.»
Но Олссон терпеть не может рассказывать
истории про Элтона. Много лет назад он устал от вопросов о культовой и
периодически своеобразной суперзвезде. «Каждый хотел знать, сколько у него пар
очков, или какая высота его ботинок, потому что он любил одевать ботинки до
колен. Это так надоело.»
Но он согласен говорить о великолепии Элтона.
«Двух мнений об этом человеке быть не может. Он гений. Он очень доброжелателен
к людям, хотя бывает, что бросается тем, что мы называем ‘wobblers’.»
Элтон выдал такой «вобблер» во время концерта
в Колизее в мае, раскидав табурет и бутылки с водой по сцене, и обвинив во всем
свой менеджмент.
«Он будет взбешен, если цветы завяли в
гримерке. Есть некоторые цветы, которые он не переносит, точно не помню какие,»
- говорит Олссон. «Но он очень порядочный человек. С тех пор как появился
Закари, малыш, он стал на порядок спокойнее.»
Сыну Элтона и его партнера, Дэвида Ферниша,
исполняется 2 года на Рождество. Он появился на свет от суррогатной матери, и,
кроме всего прочего, знаменит тем, что его крестная – Леди Гага.
«Элтон прислал мне видео с Закари с отдыха во
Франции, в августе,» - говорит Олссон. «Он обедает, и можно расслышать голос
Дэвида за кадром «Закари, ты что ешь?». А он отвечает «Petit pois! Peas!» («горох»
на французском и английском яз. – примеч.переводчика). Так что он уже
разговаривает на двух языках! Один из умнейших малышей, которых я когда-либо
встречал.»
Олссон считает, что группа Элтона Джона – это
как семья. Многолетние участники сопровождают Элтона на сцене в Колизее.
Долгожителями являются гитарист Дэйви Джонстоун (Davey Johnstone), клавишник
Ким Буллард (Kim Bullard) и перкусионист Рэй Купер (Ray Cooper), известный своей ураганной активностью на
сцене. Перкуссионист Джон Мэйхон (John Mahon) (странно, что долгожителем назвали не его, а
Булларда – примеч.переводчика) и бас-гитарист
Мэтт Биссонетт (Matt Bissonette) также участвуют в группе. Биссонетт заменил покойного Боба Бёрча (Bob Birch), который
погиб, предположительно выстрелив в себя из ружья в августе.

Олссон говорит, что когда настало время
собраться оставшимся участникам группы, Элтон пригласил вместе музыкантов и
техников и сказал: «Мы все очень любили Боба и все наши воспоминания о нем
будут только хорошими и светлыми. Не будет слез, не будет несчастных лиц, но мы
навсегда сохраним память о нем в наших сердцах.» «Естественно, когда он
закончил, все разрыдались,» - говорит Олссон.
Он становится таким же расстроганным, когда
вспоминает знаменитый День Благодарения в 1974 году, тогда Леннон присоединился
к Элтону и группе на три песни в Madison Square Garden. Леннон
был вынужден это сделать, так как поспорил с Элтоном, что сделает это только
если его “Whatever Gets You Through the Night” выйдет на 1е место. Она вышла, и Олссон считает тот концерт одним из
главных событий своей карьеры. «Вы не можете даже представить энергетики того
вечера,» - говорит он.
Во время концерта, когда зернистые кадры с
Ленноном, стоящим на сцене с Элтоном Джоном, транслируются на ЖК экране
Колизея, Олссон дает старт песне двумя быстрыми ударами по своим басовым
барабанам. Раздается «тум-тум», и «художественный» ударник играет в унисон с
каждым сердцебиением в зале.
Никита Серегин, Skyline Pigeon
Комментариев нет:
Отправить комментарий